В 1963-1968 годах группа энтузиастов, возглавляемая инженером А.П.Черновым разработала и построила вагон-пылесос, предназначенный для очистки тоннеля от пыли. Применяемый в то время способ очистки промывочными агрегатами был неэффективен.
Он не обеспечивал промывку там, где очистка наиболее необходима, в местах установки оборудования. Промывка пыль не смывала, а только её уплотняла.
Вагон-пылесос был смонтирован на базе вагона метрополитена серии В-4, в него поместили сдувающее устройство и пылесосную установку с системой очистки.
Пылесос испытывали в тоннеле несколько лет. Результаты подтвердили как верность основных технических решений, так и целесообразность применения такого способа очистки. Помимо этого выявилось также немало конструктивных недостатков.С учётом опыта, полученного при испытании вагона-пылесоса, было принято решение о создании поезда пылесоса. Рассказывает бывший начальник лаборатории микроклимата В.И.Иванов:
“К созданию поезда-пылесоса приступили в 1976 году. Разработка проекта осуществлялась конструкторско-техническим отделом службы подвижного состава с привлечением специалистов метрополитена и учёных Ленинградского института инженеров транспорта, Уральского электротехнического института инженеров транспорта, Семибратовского (Ярославской области) филиала Научно-исследовательского института промышленной очистки газов, Ленинградского Высшего морского инженерного училища имени академика С.О.Макарова.
Разработчикам пришлось преодолеть много трудностей. Одним из недостатков первого опытного вагона-пылесоса было наличие выдвигающихся за пределы габарита подвижного состава рабочих органов, что несло потенциальную возможность повреждения оборудования, находящегося в тоннеле. В то же время сдувающее-отсасывающая система, находящаяся в пределах вагонного габарита, резко снижала эффективность пылесоса из-за удаленности рабочего органа от очищаемой поверхности. Исследования, проведённые учёными на специально изготовленном макете, имитирующем тоннель с находящимися в нём вагоном, позволили надеяться, что удастся создать достаточно эффективный пылесос с рабочим органом, не выходящим за пределы габарита. Решение о выборе именно такого направления дальнейших разработок было принято на заседании научно-технического совета метрополитена, состоявшемся в ноябре 1980 года.
Конструкторско-технологическим отделом при непосредственном участии Я.И.Минченко, А.Е.Кудрявцева, П.Л.Рыбакова были выполнены основные конструкторские работы по поезду-пылесосу.
Был так же разработан и построен проект преобразователя для пуска вентиляторов и компрессоров. Этим непосредственно занимались ведущие учёные ЛИИЖТа А.В.Плакс, А.С.Мазнев, Ю.А.Шевцов. В Семибратовском филиале института промышленной отчистки газа были проведены исследования системы мокрого пылеулавливания, спроектирован и построен полноразмерный его образец. В Ленинградском высшем инженерном морском училище была разработана система пожарной сигнализации.
Основная нагрузка по изготовлению поезда-пылесоса легла на коллектив электродепо «Московское». В 1981-82 годах была выполнена доводка вагонов серии «Д» под поезд-пылесос, изготовлено и смонтировано оборудование. Возглавляли эту работу В.В.Четвертухин и А.С.Ручин. Активное участие принимали также работники служб подвижного состава, эскалаторной, спецсооружений, электромеханической, электродепо «Дачное».
Первые испытания поезда-пылесоса были произведены на путях электродепо «Московское» в 1983 году.
Результаты первого включения агрегатов нас, мягко говоря, не порадовали. Если электрическая часть, системы регулирования действовали, то главное, ради чего и создавался поезд-пылесос, аэродинамика, практически не работала. Попросту говоря, пылесос пыль не сдувал и воздух не всасывал. Многие причины были обнаружены и устранены довольно быстро. Пылесос заработал. Но до желаемого было ещё далеко. Да и опыта позаимствовать было не у кого. Имевшиеся в Париже, Стокгольме, Монреале и других городах французские поезда-пылесосы были по сути мусоросборщиками, очищали только путевое полотно.
Испытания, доработка, доводка узлов проводилась весь 1984 год.
В 1985 году поезд-пылесос прошёл опытную проверку на Московско-Петроградской метрополитена Петербурга, затем был введён в постоянную эксплуатацию. Однако за несколько лет желаемых результатов получить не удалось. Поезд-пылесос в 1994 году был разукомплектован“.
Продвижение и раскрутка сайта на Promotion.SU. Поисковая оптимизация и интернет-маркетинг
На эту статью оставлено 3 комментариев
05 Дек 2010
Фото моё
16 Март 2011
Это фото современное ? Сохранился ли хоть один вагон ? И как теперь обстоят дела с пылью? Есть другие, новые пылесосы ?
17 Март 2011
К сожалению, информацией такой не владею.