Расцвет русского авангарда проходил в России с 1890 по 1930 гг., хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850-м, а поздние – к 1960-м годам. Феномен искусства 20 в., определяемый термином “русский авангард”, не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Общим для этого феномена был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни. В понятие “авангард” условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм).Несколько десятилетий средоточием русского авангарда в Петербурге был необычный деревянный дом на Песочной улице (ныне улица Профессора Попова).
Первым жильцом этого дома был известный петербургский журналист Владимир Осипович Михневич. После его смерти в 1899 г. две трети участка отошли Литературному фонду. В 1912-м г. в квартире 12 поселился один из основоположников русского авангарда – художник, скрипач, композитор и педагог Михаил Васильевич Матюшин со своей супругой – художницей и поэтессой Еленой Гуро .
В 1910—1920-е гг. дом на Песочной стал штаб-квартирой петербургских авангардистов. Здесь часто бывали Малевич и Филонов, коллеги Матюшина по ГИНХУК братья и сестры Эндер, Делакроа, Костров, Хармс, литераторы Максим Горький и Алексей Крученых, жили и работали В. Маяковский и В. Хлебников.
После смерти Е.Гуро здесь поселилась молодая ученица Матюшина – Ольга Громозова, ставшая третьей женой Матюшина. До самой смерти Михаил Васильевич продолжал писать картины и заниматься преподованием.
В 1942—1944 годах у Громозовой жили писатель Всеволод Вишневский и его жена С.К.Вишневицкая. Благодаря ходатайству Вишневского дом в ”русском” стиле с резными наличниками не был разобран на дрова во время блокады. Ольга Константиновна прожила в этом доме до 1975, сохранив неизменными обстановку квартиры, работы и личные вещи мужа.
В 1977 году здание было передано Государственному музею истории Ленинграда. В 1990 году дом сгорел и затем по фотографиям был заново восстановлен. В апреле 2004 года было принято решение открыть в доме Михневича-Матюшина Музей петербургского авангарда — филиала Музея истории Санкт-Петербурга. После подготовительных работ в декабре 2006 года музей был открыт.
Его экспозиция демонстрирует основные этапы становления и многообразие петербургской авангардной культуры. Здесь представлена коллекция живописи и графики признанных мастеров: Матюшина, Гуро, Ремизова, Кульбина, Стерлигова (художников школ Малевича и Филонова), различные предметы, книги, манифесты, брошюры, фотографии, публикации, связанные с историей авангардного движения 1910-1930 гг.
Два зала посвящены петербургскому авангарду до и после 1917 года. О 1920-1930 годах рассказывают экспонаты, связанные с организацией и работой в Петрограде-Ленинграде ГИНХУКа, с историей формирования вокруг ведущих художников-авангардистов – Малевича, Матюшина, Филонова – школ учеников и последователей. Воссозданная мастерская Михаила Васильевича Матюшина и комната Елены Гуро составляют мемориальную часть экспозиции. Коллекция позволяет в полной мере воссоздать атмосферу, царившую в домике на Песочной улице в начале XX столетия
Адрес: Санкт-Петербург, ул. профессора Попова, дом 10 (м. Петроградская)
Телефон: (812) 347-68-98
Проезд: Ст. м. “Петроградская”, автобусы №1, 46, 128, троллейбусы №31, 34 до остановки “Улица Профессора Попова”
Режим работы: с 11.00 до 18.00, во вторник до 17.00; выходной — среда.
Официальный сайт Государственного музея истории Санкт-Петербурга – www.spbmuseum.ru
Страница на сайте ”Музеи России”: www.museum.ru/M3094.
E-mail: mail@spbmuseum.ru