Исаакиевский собор


Как добраться: Рядом находится:
От станций метро “Садовая” или “Сенная площадь” выйти на переулок Гривцова, двигаться до пересечения с набережной реки Мойки. На набережной повернуть налево и дойти до Исаакиевской площади.

Смотреть на карте…

Исаакиевская площадь

Памятник Николаю I

Сенатская площадь

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, находится на Исаакиевской площади.

Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана, под руководством императора Николая I. Конкурс на лучший проект нового четвертого по счету Исаакиевского собора был объявлен в 1809 году, так как предыдущая реализация собора не вписывалась в архитектуру Петербурга.

В конкурсе приняли участие архитекторы лучшие ахитекторы-строители российской столицы: А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов, Д. Кваренги, Ч. Камерон и другие. Все предложенные проекты были отвергнуты Александром I, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового, что не соответствовало условию сохранения трех алтарей предыдущего храма.

исаакиевский собор

В 1813 году на тех же условиях был объявлен новый конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру, председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предлагает поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, переехавшему не так давно из Франции в Россию.

Желая показать императору своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I. Рисунки Николаю понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором».

В 1818 году Монферран составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор, согласно новому проекту, увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобретало прямоугольную форму, высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Руководство над строительством было возложено на специальную комиссию. Её председателем был член Государственного совета граф Н. Н. Головин, членами — министр внутренних дел О. П. Козодавлев, министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын, инженер А. Бетанкур, архитекторы А. П. Брюллов, Р. Вейгельт, В. А. Глинка, Н. Е. Ефимов, Д. В. Шебуев, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Молдавский и многие другие.

26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора. Прямо на сваи был положен первый гранитный камень с прикреплённой к нему бронзовой позолоченой доской с датой закладки собора.

В 1820 году Монферран выпускает великолепный альбом с гравюрами, изображающими планы и фасады будущего собора.

Проект 1918 года вызвал резкую критику, основанную на: сомнении в прочности фундамента, опасности неравномерной осадки здания и неправильного проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и мог обвалиться при опоре на разные по времени постройки пилоны. Сроительство собора было приостановлено, проект признан неудачным не только членами специального комитета, но и самим автором.

Узнав о выводах, Александр I приказал комитету заняться исправлением проекта, соблюдая при этом условие «сохранения, если так можно, существующих стен, а более того старых и новых фундаментов». Также стояла задача сохранить основные черты проекта Монферрана — пять глав и колокольные портики. Решение внутреннего пространства собора, главного купола, освещённости здания предоставлялось на усмотрение комитета. Монферрану же имел право участвовать в работе на общих основаниях. В очередном конкурсе участвовали также архитекторы В. П. Стасов, А. И. Мельников, А. А. Михайлов-старший и другие.

«Императорский архитектор» учёл советы и замечания своих коллег, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками (в проекте 1818 года их было лишь два — южный и северный). Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание. По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены. Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте. Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора.

3 апреля 1825 года новый проект Исаакиевского собора был утвержден и именно в таком виде дошел до нашего времени.

Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Фраза, помещённая над северным портиком, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.

Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером храма начались с 1841, в них приняли участие знаменитые русские художники: Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс; скульпторы: И. П. Витали, П. К. Клодт. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора. Как известно, Монферран умер практически сразу после освящения собора. В желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано.

исаакиевский собор

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса. Апостол Пётр изображён с ключами от врат царства небесного.

Апостол Павел изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому.

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий. После октябрьской революции собор был разорён. Из него вынели 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений, с 1928 службы прекратились. В одно время в Исаакиевском соборе был открыт Антирелигиозный музей.

Во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов.

С 1948 года храм функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е годах были проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда с высоты 43 метров открывается великолепная панорама центральной части города. В 1990 проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.

Факты:

Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.

Высота собора – 101,5 м.

Длина и ширина — около 100 метров.

Наружный диаметр купола — 25,8 м.

Внутренняя площадь — более 4 000 м².

Здание собора украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров.

72 колонны из гранитных  монолитов, установленные вокруг барабана купола имеют вес от 64 до 114 тонн.

На золочение куполов ушло около 100 кг золота.

Творение Огюста Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Для храма была изготовлена новая гробница по образцу гробницы Храма Спаса на Сенной.

Знаменитый немецкий живописец на стекле Макс Айнмиллер создал для собора окно высотою в 9,5 м.

В отделке интерьера были использованы шунгит и алевролитовый сланец, единственные месторождения которых находятся в Карелии.

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

К сожалению, комментарии закрыты.

17 queries in 0.529 seconds. Memory -24.36mb