Адмиралтейство


Как добраться: Рядом находится:
Адрес: Адмиралтейский проезд, 1.

От станции метро “Невский проспект”, выход на Канал Грибоедова двигаться по проспекту в сторону убывания нумерации домов”. Смотреть на карте…

Исаакиевская собор

Медный всадник

Сенатская пощадь

Адмиралтейство – место строительства и ремонта военных судов.

Вскоре после основания Санкт-Петербурга по распоряжению Петра I между Невой и рекой Мья (ныне Мойка) началось строительство верфи-крепости. Первый проект был создан самим императором. Закладка “Адмиралтейского дома” произошла 5 ноября 1704 г. Об этом говорит следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен
— Походный журнал Петра I.

К 1706 г., в связи с северной войной и необходимостью урепления города, Адмиралтейство превратилось  в крепость  с пятью земляными бастионами. Его окружили рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения. Спуск первого корабля состоялся 10 мая (29 апреля) того же года.

адмиралтейство

Первоначально Адмиралтейство представляло собой  одноэтажное мазанковое строение,  расположенное  “покоем”,  в  виде сильно  растянутой  буквы  “П”, раскрытой  в сторону  Невы. Двор был обведен  внутренним каналом. Канал носил не только оборонительную, но и транспортную функцию — по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Его засыпали в 1817 году.

В здании размещались  склады, мастерские,  кузницы,  а  также службы  адмиралтейского ведомства. Во дворе  были эллинги для строительства парусных  кораблей.  Над воротами Адмиралтейства высился шпиль. Венчал шпиль кораблик, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укрепили  позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В кубышке помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

кораблик на шпиле

Новое  каменное  здание Адмиралтейства  возвели в  1732- 1738  годах по проекту архитектора И. К. Коробова. Сохранив прежний план, зодчий придал сооружению большую монументальность, отвечавшую его важному градостроительному значению. В центре, над  воротами,  поднялась на 72-метровую высоту стройная башня с золоченым шпилем, сохранившимся до наших дней.

Адмиралтейство являлось крупнейшей судовой верфью и органом управления флотом.

В   начале  XIX  века,  когда  центр  столицы   обогатился  целым   рядом величественных  архитектурных ансамблей, возникла необходимость кардинальной перестройки здания. Фортификационные сооружения у  верфи были уничтожены. В 1806-1823 гг.  по  проекту зодчего  А.  Д.  Захарова возвели  третье  – дошедшее до наших дней здание Адмиралтейства. В  его облике в  полный  голос зазвучала тема морской славы России, могущества русского флота.

Грандиозное сооружение, длина его главного фасада  – 407 метров, состоит из двух П-образных в плане корпусов  – внешнего и  внутреннего, между  которыми проходил   канал.  В   первом   из  них  размещались административные учреждения, управлявшие морским  и речным флотом России, во втором – производственные мастерские. В  центре главного корпуса расположена увенчанная шпилем  высокая  башня,  основание  которой  прорезано  аркой,  а средняя часть окружена колоннадой.  На флангах установлены 12-  и 6-колонные портики,  которые повторяются  на  боковых фасадах. Павильоны, обращенные  к Неве,   композиционно   близки   основанию  центральной   башни  и  увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность.

Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы  (скульптор Ф. Ф. Щедрин). Над аркой -  летящие гении Славы  и аллегорический барельеф  “Заведение флота  в России”  (скульптор И. И. Теребенев). На углах первого яруса башни фигуры античных героев:  Александра  Македонского,  Ахилла, Аякса и Пирра.  Над  колоннадой, опоясывающей основание шпиля, 28 скульптурных аллегорий: огня, воды,  земли, воздуха, четырех времен года, четырех стран света, музы астрономии  – Урании и покровительницы  корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Во фронтонах боковых портиков – рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов  и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 г. В дальнейшем  в  здании остались только учреждения, ведавшие флотом: Морское   министерство, Главный  военно-морской штаб, Гидрографическое управление. В 1709-1939  гг.  в здании Адмиралтейства размещался Военно-морской музей. С июня 1917  г.  здесь  находился  Центрофлот  – центральный  демократический орган флота,  поддерживающий  Временное  правительство.  В дни Октябрьской революции он  был распущен, а 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК).

ВМРК размещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику. С 1925 г. в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского.

Факты:

Кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Оригинальный кораблик Фон Болеса простоял на шпиле до 1815 года, во время ремонта он был заменён на другой кораблик и утерян. Второй кораблик простоял 71 год. В 1886 году при очередном ремонте шпиля он был заменён на точную копию и помещен в экспозицию Военно-морского музея. Вес последнего кораблика – 65 кг, длина – 192 см, высота – 158 см.

Здание Адмиралтейства эсвязано с историей отечественной космонавтики: в 1932-1933 гг.  в  нем размещалось  первое  в  СССР конструкторское бюро по  разработке ракетных двигателей – Газодинамическая лаборатория.

Адмиралтейская  игла запечатлена на  медали “За оборону Ленинграда”.

В годы Великой Отечественной войны шпиль Адмиралтейства  был зачехлен, а сняли укрытие  30  апреля   1945  г.

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

К сожалению, комментарии закрыты.

11 queries in 0.276 seconds. Memory -24.36mb