Карл Булла – человек, запечатливший эпоху.


Династия Булла оставило после себя огромное фотографическое наследство. Только в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов хранится около 200 тысяч стеклянных негативов.

Карл Карлович Булла – почетный гражданин Санкт Петербурга, фотограф Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника, Императорского Российского пожарного общества и множества других учреждений столицы, официальный иллюстратор журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы», фотограф Его Величества короля Италии…

Родился Карл Освальд Булла (в России его звали Карлом Карловичем) в прусской провинции Леобшютц 26 февраля 1855 года.

Неизвестно что, стремление доказать свою самостоятельность или жажда приключений, подтолкнули 12-летнего Карла (по другой версии ему было 10 лет) отправиться на пароме в столицу Российской империи.

Известно лишь, что, прибыв в Санкт-Петербурге, он устроился посыльным в фирму “Дюнант”, занимавшуюся продажей фотографических принадлежностей .

Благодаря своему старанию и любознательности молодой человек был вскоре произведен в лаборанты. Карл внимательно изучал технологию изготовления фотопластин, а в 20 лет решился открыть собственную фотолабораторию. В то время начал появляться широкий спрос на сухие броможелатиновые пластины, позволявшие снимать как на длительных, так и на коротких выдержках.
Булла наладил фабричное производство таких пластин и продавал их не только в столице, но и за ее пределами. В одной из реклам было написано: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок». Через оптовую фирму «Лиман и Рикс» велась продажа пластин в другие города России.

Свое первое фотоателье Карл Булла открыл в 1875 году на Садовой улице, в доме № 61. Павильонная фотосъемка становилась популярнее с каждым днем и многие отечественные и иностранные фотографы открывали фотоателье. Перед Буллой стояла непростая задача обойти всех конкурентов. Но обладая лучшими чертами национального характера: целеустремленностью, необычайным трудолюбием, терпением и настойчивостью, что дополнялось общительностью и незаурядными организаторскими способностями он успешно справился с этой задачей. Булла внимательно следил за развитием фотографической промышленности, приобретал все лучшие технические новинки. Его роскошное ателье заслужило популярность. Сделать портрет у прославленного мастера стремились представители всех сословий петербургского общества от студентов до дворянства и сливок российской литературы. Портреты в его исполнении отличали удивительные для своего времени естественность и непринужденность. Очевидцы утверждают, что Булла, первый из фотографов, просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!»

В 1876 году Карл Булла получает российское подданство.

Увлечение репортажной съемкой началось  в 1894 году, когда Министерство внутренних разрешило использование бланков открытых писем частного изготовления в стандарте Всемирного почтового союза. Уличная съемка стала весьма прибыльной. Карл открывает типографию для печати открыток и начинает работать в жанре фоторепортажа.

Многочисленные снимки с подписью «фото Булла» или «фото К. К. Булла» продавались в собственном ателье , а также публиковались в самых известных российских и зарубежных газетах и журналах.

В 1896 году Карл Карлович Булла получил звание “фотограф Императорского Двора” и специальный знак “фотограф Санкт-Петербурга” , а таже заказ на фотографирование юбилейных торжеств по случаю празднования 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году.

Еще через год он удостоивается чести снимать особ царствующего дома и создает потрясающие фотопортреты Николая II и его семьи не только “при параде”, но и в повседневной жизни.

Карлу Булле довелось фотографировать великих своих современников: Л. Толстого в Ясной Поляне, Ф. Шаляпина в Куоккале, И. Репина в Пенатах, М. Горького, К. Чуковского, А. Керенского, Г. Распутина и других.

В начале XX века мастер фоторепортажа владел несколькими фотоателье в городе: на Екатерининском канале в доме № 66, на Невском проспекте в доме № 110, позже — на Невском проспекте в доме № 48 (в здании «Пассажа»). Ателье на Невском проспекте, 110 предсталяло собой маленький съемочный павильон из 2-х небольших комнат.

Последнее, открытое в 1908 году, фотоателье находится на Невском проспекте, 54. Оборудовалось оно лучшей техникой и роскошными павильонами.

Годовой доход фирмы `К. К. Булла` в то время исчислялся в 250 тысяч рублей.

6 сентября 1904 г. К. К. Булле было выдано специальное свидетельство за № 15705 от Главного Морского Штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло Карлу Булле «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа».

В 1910 году он стал поставщиком Двора короля Сербии, спустя два года — поставщиком Двора великой княгини Марии Павловны.

Не менее талантливыми фотографами, чем сам мастер, были его сыновья.

Прапорщик Виктор Булла был отправлен фоторепортером на Русско-японскую войну 1904–1905 годов. Он же был автором фотосерий о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. Позднее Виктор Карлович стал официальным фотографом Ленсовета, автором многочисленных портретов В.И. Ленина, Зиновьева, Каменева, Сталина, и по существу штатным фотографом Смольного.

Также Виктор был заведующим фотосалоном на Невском, 54. Здесь сохранились и негативы отца. На основании постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1929 года и Постановления Президиума Ленинградского Совета от 29 апреля 1929 года из семьи Булла начали поступать негативы в Ленинградское областное архивное бюро. Передача материалов длилась до 1938 года.

Второй сын Александр был известнейшим павильонным фотографом.

В 1916 году Карл Карлович Булла окончательно передает сыновьям свое фотографическое дело, а сам уезжает в Эстонию,где доживает до 1929, снимая этнографический материал и обучая местных жителей искусству фотографии.

Судьба же наследников великого мастера, как и многих в те времена, была печальной.

Виктор был арестован в 1938 году, вернувшись из командировки в Германию и обвинен в шпионаже. Донес на него его же собственный ретушер. Долгое время считалось, что он умер от рака желудка в одном из дальневосточных лагерей, однако его внуку, Андрею Леоновичу Каминскому, удалось найти документ, согласно которому Виктор Булла был расстрелян.

Его брата Александра отправили в ссылку на строительство Беломорканала, откуда он, с окончательно подорванным здоровьем, через пять лет вернулся в Москву к единственной дочери доживать свой век.

Трудно переоценить вклад К. К. Буллы и его сыновей в историю Петербурга .

Их снимки представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также частных собраниях. На этих снимках сохранены приметы времени, отражены все стороны общественной жизни России на одном из важнейших этапов ее истории.

Карл Карлович Булла сохранил для потомков «настоящих» Николая II и Льва Толстого, изготовил серию потрясающих фотозарисовок «нового смутного времени» (революции 1905-1907 гг.).

Однако многое из жизни великого мастера до сих пор остается загадкой.

Неизвестно в каком точно году Карл Карлович уехал в Эстонию. Одни историки называют 1916, другие 1917 год. Также доподлинно не известно, почему находящийся на вершине своей славы Булла вдруг решил все оставить и уехать в тихую деревеньку доживать свои дни.

Ну, а легендарная фотомастерская на Невском, 54 существует и по сей день. До конца 90-х годов петербуржцы имели возможность здесь сфотографироваться, причем для съемки использовались все те же камеры, с которыми работал Карл Булла.  В народе ателье имело название «Фотография №1». Сегодня фотосалон реконструирован, и там открыт музей, где хранится множество документов и прославленное оборудование, по-прежнему в рабочем состоянии.

Единственные потомки знаменитой семьи – дочь Валентина Викторовна и внук Андрей Леонович Каминские живут в Санкт-Петербурге, но к фотографии отношения не имеют.

Посмотреть фотографии Карла Буллы…

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

На эту статью оставлено 2 комментариев

  • наталия

    Спасибо огромное за статью!У меня есть фотографии моей бабушки,видимо дореволюционные,сфотографированные в фото-салоне К.К Булла.Конечно это шедевр!

  • анна

    у меня тоже есть

9 queries in 0.285 seconds. Memory -24.36mb