Короткая история станции метро Дачное


Наверное каждый приезжающий в Москву бывает в одном из стратегических объектов столицы – Московском метрополитене. Катаясь в подземке просто приходишь в восторг когда вдруг темнота тоннеля сменяется ярким дневным светом и состав стремительно вылетает на наземный участок пути. А ведь когда-то такое “чудо” было и в петербургской подземке…

В начале 1960-х южнее станции метро Автово развернулось масштабное строительство типовых домов, в связи с чем возникла необходимость строительства новой станции метрополитена. В целях экономии средств временную станцию было решено строить на территории депо Дачное.

Так 1 июня 1966 года на Кировско-Выборгской линии, после Автово, открылась новая станция метро Дачное, выполненная по проекту архитектора К.Н.Афонской.

По конструкции станция Дачное была наземной открытой станцией с одной платформой. В качестве платформы была использована заасфальтированная бетонная плита шириной 8м, перекрытая двухконсольным навесом из типовых ребристрых плит. Навес опирался на один ряд железобетонных колонн, расположенных по оси платформы. Прямоугольные колонны в конце платформы, в нижней части были окольцованы деревянными скамьями для отдыха пассажиров. В южном торце платформы был лестничный спуск, ведущий к Трамвайному проспекту и в небольшой застекленный кассовый зал вестибюля.

станция метро дачное станция метро дачное

Станция  метро Дачное была тупиковой, перекрёстный съезд находился перед станцией. Поезда прибывали поочерёдно к различным сторонам платформы, рассчитанной на приём пятивагонных составов (и ещё одну дверь шестого вагона), и отправлялись с тех же путей.
Перегон Автово-Дачное был единственным открытым участком метрополитена тогда еще Ленинграда.
Практическая эксплуатация станции показала, что из-за воздействия внешней среды Санкт-Петербурга на здания и сооружения метрополитена, эксплуатация открытых наземных участков затруднительна.
Больше станций метро такого типа в Санкт-Петербурге не строили.

Станция была закрыта 5 октября 1977 года после запуска участка «Автово-Проспект Ветеранов». Подводящие пути были разобраны, часть посадочной платформы демонтировали. На оставшейся части платформы построили кирпичные стенки и превратили её в здание для Госавтоинспекции, а под ней — гаражи для милицейских автомобилей. Всё это в настоящее время находиться по адресу: Трамвайный проспект 18-а, в здании размещается МРЭО-5 ГИБДД.   Посмотреть на карте…

Кадры с изображением станции метро Дачное до её закрытия можно встретить в фильмах, снятых киностудией «Ленфильм»: «Его звали Роберт» (1967), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) и «Шаг навстречу» (1975).
В фильме «Цвет белого снега», снятом студией «Экран» в 1970 году, почти всё действие происходит на станции «Дачное», на которой главная героиня фильма работает контролёром.

Кадр из фильма “Шаг навстречу”:

Видеосюжеты о станции:

Фото: dachnoe.nm.ru

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

На эту статью оставлено 25 комментариев

  • Б.К.

    “Больше станций метро такого типа в Санкт-Петербурге не строили” – не совсем так: в настоящее время в петербургском метро есть наземные участки, хотя станции на них представляют собой павильоны. Эти станции – “Купчино”, “Парнас”, “Обухово”, “Рыбацкое”.

  • Б.К.

    … а также “Девяткино”.

  • admin

    На эти конечные станции состав выходит из подземного тоннеля. Открытого участка следования, наподобие филевской линии московского метро, нет.

  • Аноним

    хорошая станция была жаль что снесли.

  • Алексей

    Прикольно!

  • Александр

    Наземные станции метро самые убогие.
    Надеюсь, что в скором времени их реконструируют в полноценные подземные.

  • Максим

    А я помню эту станцию. Жаль, что её больше нет. Маленький был. помню проходили с мамой через турникет, опустив монету.Потом шли по платформе, слева стоял поезд с открытыми дверями. Ещё помню, как ехали в поезде, а за окном было видно вагоны метро стоящие на других путях в депо.

  • Сергей

    Станция была открытой и зимой заметал снег, летом, весной, осенью ветром задувало дождь. Стояли урны у колонн и на станции можно было курить в ожидании поезда.

  • Николай

    Хорошо помню эту станцию.На коротком участке от тоннеля до платформы был поворот направо около90 градусов,состав всегда еле двигался и невероятно скрипел-казалось он сейчас развалится.

  • Павел

    Станцию дачное надо отстроить заново так как метро в питере должно быть наземным

  • Павел

    Все железные дороги надо преобразовать в метро

  • Алексей

    Я вырос возле неё. Удалённость от новой и старой станции примерно одинаковая. Теперь может чуть длиннее, но не существенно. Это была лучшая, уникальная станция города. Помню, как все мы сокрушались, когда её закрывали. По началу поезд ещё иногда приходил и на старую станцию. И все мы хотели приехать на старую и не хотели, чтобы нас тащили на новую. Она нам не нравилась. И если нас везли на старую, то мы хвастали друзьям, что нас не на новую сегодня привезли. На платформе никогда не было никаких снежных заносов. Да и быть не могло. Это выдумка. Как бы народ ходил? Станция была отгорожена забором, который защищал от ветра. Кроме того и зданием НИИ с одной стороны, и Интернатом с другой. Закрыли её под предлогом мешания точным измерениям в НИИ. Все мы очень плохо восприняли эту новость, как и переименование пр. Героев в Ленинский. Ехать на поезде было одно удовольствие. Особенно весной, когда распускались жёлтые цветки одуванчиков на зелёном ковре депо. Веяло радостью жизни. Да и свежий воздух был в радость. Это огромная потеря и щемит сердце при воспоминании о тех светлых днях и светлом образе детства. Этого уже не вернуть никогда. Район сильно поменялся и отнюдь не в лучшую сторону. Бедным жителям ныне даже погулять негде. Даже на месте проспекта, гда мы собирались, теперь рынок. Увы, но бабло побеждает разум.

  • Максим

    Павел,почему метро должно быть надземным?Оно ведь сделано для того,чтобы разгрузить уличное движение и направить его под землю.Конечно,если почва не позволяет,то надо строить наверху.Да,станция действительно была хорошей.

  • Максим

    Кстати, в Москве много похожих станций,видимо они все типовые.

  • Влад

    Не согласен с Павлом. Метро должно быть подземным. Иначе это просто скоростной трамвай, как в Волгограде. А в Питере и так улицы перегружены. да еще и схема города довольно дурная.

  • Ксения

    ну я бы не сказала, что схема дурная,почти все логично, геометрично

  • Петр

    Все-таки хорошо что метро есть

  • Дмитрий

    Алексей, Вы что-то путаете. Одновременной пассажирской эксплуатации двух конечных станций на юге Кировско-Выборгской линии не существовало.
    Станция “Дачное” работала на вход и выход пассажиров только до 13 часов 5 октября 1977 года. После 13 часов движение всех поездов с пассажирами переключили на новый участок до конечной станции “Проспект Ветеранов”.
    С этого момента станция “Дачное” для пассажиров закрылась.
    Возможно, что до 5 октября кому-то из особо любопытных пассажиров удалось воспользоваться новым участком линии, когда он ещё находился в режиме обкатки (до закрытия станции “Дачное” и переключения движения).
    В течение нескольких дней до 5 октября часть поездов обкатывали новый участок трассы до “Проспекта Ветеранов”, предварительно высаживая пассажиров на станции “Автово”. Видимо, за высадкой пассажиров из вагонов тогда следили не слишком строго и некоторым из них удалось проехаться на поезде по ещё не открытому участку линии.
    Поэтому у Вас и отложилось в памяти, что поезда прибывали на разные конечные станции.

  • Михаил

    Дмитрий, Алексей не путает. В самом деле, после открытия станций “Ленинский проспект” и “Проспект ветеранов” некоторое время оставалась в рабочем состоянии и закрытая станция “Дачное”. Не скажу точно, через какое время после ее закрытия (я жил в другом районе и по этой линии ездил редко), но подтверждаю, что через несколько месяцев, а может даже лет после 5 октября 1977 года, станция временно принимала поезда в период проведения каких-то строительных или ремонтных работ на новом участке пути. Я сам был на ней несколько раз в это время. Думаю, что жители этого района, которые регулярно ездили по этой ветке, могут более точно припомнить дату окончательного закрытия и демонтажа станции.

  • Василий

    Алексей не путает, я ездил до станции Автово, и там было установлено табло с указанием, до какой станции идёт поезд: Дачное или Ленинский проспект.

  • павел

    кстате говоря слышал что станцию дачное могут построить заново примерно в 2018 году это связано с сильно загруженными станциями ленинский проспект и ветерановская. ветка будет проложена по той же трассе как и раньше кстате это не предел говорили в в новостях что могут появится наземные перегоны после станции комендантская на 5 линии после станции прморская на 3 линии будет даже построен метромост через неву станция новокрестовская будет на поверхности вполне возможно что будет продлен участок от станции купчино до рыбацкого и до пушкина наземным образом в колпино метро тоже будет на поверхности и это вполне правильно наземно значит быстрее и дешевле и вообще неужеле приятно ехать в метро и смотреть на стены тоннеля а так хоть понарама

  • женя

    поддерживаю павла это инфа не галяк в самом деле метро строить на земле выгодно и дешевле ксте в дополнение к этому есть предложение вдоль невского проспекта построитть эстакаду для наземного метро

  • степа

    ну ну

  • липарус

    идея очень хорошая давай сразу из москвы в питер на метро построим

  • 12345

    Случайно, только сейчас узнал о данной станции.

15 queries in 0.335 seconds. Memory -24.49mb